Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) – наиболее надежный и валидный инструмент аттестации специалистов, средство оценки, основанное на принципах объективности и стандартизации, позволяющее обученным экзаменаторам оценить знания экзаменуемого по стандартизированным шкалам. Цель такого экзамена – не только выявление творческих возможностей аттестуемого по дифференциальной диагностике и постановке диагноза, но и демонстрация универсальных, основных принципов работы у постели пациента, имеющих прикладное значение.
В Республике Беларусь реализуется проект «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» (далее – Проект), в рамках Соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития от 25 ноября 2016 г. (соглашение ратифицировано и вступило в силу 19 мая 2017 г.) и распоряжения Президента Республики Беларусь № 135рп от 21.08.2017.
Цель проекта:
- Содействие в повышении отдельных аспектов качества медицинской помощи в Республике Беларусь.
- Одним из компонентов проекта является Компонент 2 «Повышение уровня клинических компетенции работников здравоохранения по ведению неинфекционных заболеваний».
- Основная цель компонента: повышение эффективности приобретения практических навыков специалистами с высшим и средним специальным медицинским образованием путем внедрения симуляционных технологий.
Достижение цели планируется обеспечить посредством создания условий для проведения симуляционного обучения различной степени реалистичности, в том числе с использованием симуляционного оборудования и медицинских изделий для отработки практических навыков.
Предполагается создание республиканского симуляционного центра, модернизация существующих и организация новых лабораторий по формированию практических навыков в медицинских университетах и медицинских колледжах.
В рамках реализации Компонента 2 проекта «Модернизация системы здравоохранения Республики Беларусь» необходимо выполнить следующие мероприятия:
1. Пересмотр учебных программ и разработка единых требований для подготовки. Переподготовки, повышения квалификации совершенствования клинической компетенции специалистов с высшим и средним специальным медицинским образованием с использованием симуляционных технологий;
2. Ремонт/модернизация лабораторий по отработке навыков в медицинских университетах и медицинских колледжах;
3. Закупка оборудования для оснащения республиканского симуляционного центра и лабораторий по отработке навыков;
4. Приобретение и установка программного обеспечения для проведения обучения;
5. Разработка и проведение технической оценки и опросов о степени удовлетворенности слушателей качеством обучения;
6. Проведение обучающих мероприятий.
Получение практического опыта всегда труднодостижимо, а главное, сопряжено с риском для здоровья реального пациента.
Именно для решения этих проблем медицинского образования и нужны симуляционные технологии: чтобы без вреда для здоровья пациента можно было отработать все алгоритмы, практические навыки, научить медицинский персонал действовать в экстренных ситуациях. Это важно в том числе для освоения развивающихся в настоящее время малоинвазивных методов лечения, эффективного использования медицинского оборудования. А приходить к пациенту медицинский работник должен с уже отработанными практическими навыками: когда поставлена рука, выработаны алгоритмы, определенные умения.
У студентов, получающих медицинское образование, просто не хватает времени и возможностей на прохождение полноценной практики в лечебном учреждении.
То есть с теорией-то все в порядке, а с практикой – увы, нет.
Для этого и должны создаваться симуляционные центры, учебные кабинеты, в которых при обучении профессиональное действие может быть неоднократно повторено для выработки уверенности выполнения и ликвидации ошибок. Для этого могут использоваться игровые методы обучения, а также специальные тренажеры, симуляторы и фантомы. В результате выигрывают и преподаватель, и обучаемый, поскольку преподаватель может не только объяснять, но и практически показывать материал, а курсант сможет гармонично связать теоретические знания с практическими навыками.
Сегодня уже доказано, что студенты, прошедшие тренинги с использованием симуляции, показывают более высокие знания, умения и навыки в сравнении со студентами, обучавшимися в традиционном формате. Медработники и преподаватели медицинских вузов всего мира признают, что обучение на базе моделирования тех или иных ситуаций (то есть с использованием симуляции) в итоге значительно способствует повышению уровня медицинского обслуживания, повышает производительность и качество работы специалистов и, что особенно важно, безопасность пациентов.
Поэтому обучение в симуляционных центрах – это не только наиболее эффективный способ получения практических навыков студентами медицинских учреждений образования, но и возможность повышения уровня квалификации работников здравоохранения. Нам просто необходимы подобные центры, и следует стремиться к тому, чтобы их количество росло.
Реализация компетентного подхода в системах современного образования в Республике Беларусь предполагает ориентацию образовательных программ профессиональной подготовки специалистов не только на усвоение теории, но и на приобретение практического опыта, который может быть сформирован прежде всего в процессе практико-ориентированного обучения будущих специалистов в учреждениях образования или в системе повышения квалификации и переподготовке кадров.
В концептуальных подходах к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. отмечается, что одной из основных задач в сфере высшего образования является «повышение качества и эффективности практико-ориентированной подготовки специалистов, углубление связей с организациями-заказчиками кадров». [31]
В системе дополнительного образования взрослых обеспечение практико-ориентированного подхода при реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров также выдвигается в разряд основных задач. Механизм решения данной задачи – увеличение практической составляющей при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых.
Одной из эффективных систем практико-ориентированного обучения, на необходимость реализации которого указывается в нормативных документах Министерства образования Республики Беларусь, является симуляционное обучение, как образовательная технология, получающая в современных условиях все более широкое развитие и распространение.
Предпосылкой развития симуляционного обучения является стремительное внедрение в практику разнообразных виртуальных технологий, позволяющих имитировать реальную ситуацию с большой степенью достоверности.